Halay

Apr. 22nd, 2003 10:05 pm
majort: (daydreamer)
[personal profile] majort
Ирфан готовился к грядущему вечеру. Нелегкая это работа - развлекать заезжих иноверцев, населивших все побережье Турции. Но он знал, на что шел, когда подписывал контракт с хозяином гостиницы - лысеющим грузным турком, не жалеющим денег для хороших работников. Ирфан был исключительным работником - посмотреть на то, как он "работает" свои номера стекались люди из соседних гостиниц и, стоя за небольшим ограждением тихо завидовали счастливцам, расположившимся у бассейна с коктейлями и имеющим возможность принять участи в столь простой на первой взгляд забаве.
Ирфан танцевал всю жизнь. Трехлетним крохой - перед магазином отца, подростком - на местных дисктеках, где и приметил его нынешний "хозяин". Ирфану нравилось танцевать для публики. Он готов был выступать каждый день, но хозяин говорил, что хорошим слишком быстро пресыщаются. И ставил выступления Ирфана через три-четыре дня. Тогда Ирфан уходил в горы и там танцевал, до изнеможения, иногда до забытья. Однажды он забылся в танце на одной из городских дискотек. Больше его в ту дискотеку не пускали - так напугал посетителей странный темный вихрь, следовавший за ним во время танца…
…В один из влажно-жарких после дневной грозы дней в их гостиницу въехал норвежец. Суеверный носильщик смог пересилить себя и донести его багаж до номера только когда сам новый постоялец ненадолго вышел из гостиницы. Ирфана поначалу поразил, но не напугал новый гость. Ни его длинные светлые волосы, закрывающие пояс, ни мраморная бледность кожи не смутили его. Но встретившись взглядом с "Викингом" тут же отвел глаза - а вы смогли бы выдержать немигающий взгляд не имеющих радужки глаз? Белесых дыр, с черными точечками зрачков? Ирфан не смог и долго корил себя за трусость. Каждый вечер Викинг сидел и смотрел прямо на него. Сидел за самым ближним столиком. Почему-то это выводило Ирфана из себя. Его приводила в бешенство бесстрастность норвежца. Ни разу он не засмеялся над новыми шутками, ни раз н епохлопал музыкантам, ни разу не встал в круг для танца. Просто сидел и смотрел. Персонал гостиницы откровенно боялся этого северянина. Никто не мог выдержать пристальный взгляд немигающих белесых глаз. А именно таким взглядом отвечал он на любое к себе обращение. Постепенно обращаться с вопросами к нему перестали. Он подчинялся негласно принятому в гостинице расписанию, первым приходил на завтрак, садился у окна и уходил, как только в зале появлялись другие люди. Где он проводил весь день Ирфан не знал, да и не интересовали его всякие иностранцы с "заскоками". Гораздо больше интересовали его приезжающие в гостиницу одинокие дамочки.
В этот вечер Викинг тоже сидел и смотрел на то, как танцует Ирфан, начиная с самых сложных танцев, и постепенно упрощая их настолько, что к нему мог присоединиться каждый из сидящих вокруг бассейна постояльцев. И что-то задело сегодня Ирфана. Подойдя к столику, за которым в гордом одиночестве воссдела "Викинг" он сказал, не стесняясь коверкать английские слова:
-Ну, и когда тебе надоест таращиться и ты сам встанешь и выйдешь туда, - махнул он рукой в сторону круга, на котором застыли в недоумении добродушные немцы. Викинг поднял на него белесые глаза, расширенные зрачки, казалось, вели в никуда. - Ну? Или ты… - замялся Ирфан на секунду, вспоминая нужное слово. - Трус?
Викинг вздрогнул, словно от электрического удара. Зрачки сузились и, как показалось Ирфану, вытянулись на манер кошачьих. Светловолосый неторопливо встал. Ирфан гордо вскинул голову. Викинг был намного выше него. И снова этот взгляд. Белесый, бестелесный, лишенный эмоций.
Викинг прошел к кругу и встал между двумя пристарелыми немцами. Вопросительно склонил голову, приглашая Ирфана вернуться на место. Ифран кивнул головой музыкантам, прервавшим мелодию когда он резко нарушил круг танцующих и подлетел к столику Викинга.
Танец предполагал то, что все танцующие обнимут друг друга за плечи. Ирфан наблюдал, как скинул, поморщившись, северянин со своих не таких уж и широких плеч, доверчиво протянувшиеся к нему руки немцев. Недовольно качнув головой Ирфан начал танец. Удивительно, но Викинг уверенно чувствовал себя в танце. Тонкая, казалось бы, угловатая и немного неуклюжая фигура держалась точно посередине между начинавшими уставать немцами. Ноги Викинга спокойно повторяли заданный Ирфаном в начале танца рисунок. Лицо… Лицо оставалось беспристрастным и холодным. Щек не тронула приливающая к ним, разогнанная танцем кровь. "Как ледяной", - подумал Ирфан, глядя на северного гостя. Музыканты завершили песню. Смолк радостный рожок, остановилась драм-машина - единственное техническое новшество, которое признавал Ирфан - с ее помощью было легко менять темп.
Обмахиваясь хлопковыми панамами поползли к столику немцы - старость не радость, да и лишний жирок не прибавлял им сил. Ирфан оглядел оставшихся на танцевальном круге постояльцев и крикнул музыкантам название следующей песни.
-Nurcinanu! - публика радостно ахнула. Ирфан улыбнулся, - он и сам любил этот танец. "Танец настоящих мужчин", - говорил он запыхавшимся после Nurcinanu постояльцам. Ближе к концу песни Ирфан всегда вставлял небольшое "сольное" выступление, выделывая ногами незамысловатые коленца, приводившие в восторженное замешательство зрителей. На этот раз он, не особо раздумывая, сделал то же самое.
Ахнули за столиком слева, сбился на мгновение рожок. Ирфан повел глазами по кругу танцующих. Викинг повторял каждое его движение. Точно и четко, как будто танцевал этот танец столько же, сколько и Ирфан - всю жизнь.
-Что, Ирфан, уделал тебя твой "трус"?! - крикнул по-турецки наблюдающий за плясками поваренок. - Дружный смех официантов, сгрудившихся возле распахнутых окон зала стал последней каплей.
-Стоп! - Крикнул Ирфан. - Музыка остановилась. Тремя шагами преодолев расстояние, отделяющее его от Викинга Ирфан ткнул того пальцем в грудь.
-Ты! Я, - перевел он палец на себя. - Халай! Сейчас!
Тихо ахнул кто-то из официантов. Он видел Халай, который танцевал Ирфан на одной из дискотек, случайно видел Халай, который танцевал Ирфан в горах…
-Фарук, - крикнул Ирфан застывшему с рожком в руках музыканту. - Сыграй нам Халай. Пусть это будет лучший Халай в твоей жизни.
-Сейчас будет маленький конкурс, - объявил Ирфан по-английски и по-немецки. - Кто сможет дотанцевать со мной до конца следующий танец, получит коктейль за счет заведения!
Подобное предложение было встречено бурными апплодисментами. Снова встали с места панамчатые немцы, вышли в круг дамочки, прибывшие утром. Но Ирфана волновал только Викинг, стоявший и смотревший на него своими белесыми глазами.
-Начинай, - взмахнул рукой Ирфан.
Фарук завел нехитрую поначалу мелодию. Вышли на улицу официанты, знавшие подвох, заключавшийся в Халай. Песня ускоряла темп. Ускоряла постоянно. Никто, кроме Ирфана в их городе не мог дотанцевать Халай до конца, не сбившись и не сдавшись. Говаривали, что во всей Турции таких людей - десяток, от силы - два.
Ирфан начал плести рисунок танца. В начале он пустил в ход несложный рисунок шагов, повторить который, в принципе, не составляло труда никому. Но с ускорением темпа сохранять четкость и последовательность движений становилось фактический невозможно. Мысленно воззвал Ирфан к своему духу танца…
Запел несложный куплет певец.. Второй.. Немцы уже вышли их круга. Слова песни смолкли. Остался рожок, драм-машина и подбадривающие крики зрителей. Три… - начал мсленно отсчитывать Ирфан. Два, один, - щелкнуло у него в голове. Дав отмашку рукой Ирфан с удовольствием заметил, как начал расти темп песни. Все меньше и меньше людей оставалось в круге. Ирфан наклонился к земле и прикрыл глаза, продолжая танцевать. Темп рос и рос, Ирфан уже чувствовал, как подхватывает его знакомый по танцу в горах вихрь.
Испуганно вскрикнул кто-то из постояльцев. Ирфан вдруг понял, что все звуки, до сих пор наполнявшие вечер стихли. Не было ни приглушенных или звонких разговоров, не звякали бокалы, даже море, казалось, притихло. Осталась только музыка. Еще раз взмахнув рукой Ирфан дал знак чтобы темп продожали наращивать. Открыв глаза взглянул на Викинга. Тот продолжал танцевать. С соверешнно бесстрастным и бескровным лицом. Как в тумане видел Ирфан двигающиеся с необычной грацией ноги и раскинутые в стороны руки. Ирфан всегда танцевал Халай, заложив руки за спину. Так он точно знал, что не собьется. В кругу осталось двое. Ирфан и Викинг.
Притихшие постояльцы смотрели на этот поединок. Поваренок вцепился мертвой хваткой в рукав одного их официантов и беззвучно открывая рот, тыкал в сторону танцующих дрожащим пальчиком.
Согнутая пополам, смуглая фигура невысокого турка и прямая до невозможности, казалось бы вытянувшаяся от скорости, совершенно белая фигура норвежца двигались с одинаковой скоростью, повторяя один и тот же рисунок во множестве его вариаций. Глаза обеих танцоров были закрыты. Ирфан, опустивший голову к земле и Викинг, обративший бескровное лицо к черному ночному небу, продолжали танцевать. Как смуглокожий восточный демон и бледнокожий призрак из европейских легенд, сошедшиеся в поединке. Фарук, начиная уставать, сбавил темп. Ирфан досадливо крикнул и песня вернулась к набраномму темпу.
-Мама, смотри, дядя поднял ветер! - раздался откуда-то детский голосок. Ритмичные хлопки и выкрики стихли, оставив музыку единственным звуком вечера. Вокруг Ирфана завивались темные полосы вихря. - А второй дядя светится! - Фигура северянина, белея в полумраке, казалась светящейся и размытой.
Фарук, закрыв глаза продолжал увеличивать темп. Никогда он не играл так быстро. Никогда не удавалось ему так хорошо сыграть Халай. Он знал, что стоит ему открыть глаза и он упадет без сил не имея возможности вдохнуть уставшими легкими. Но это случилось. Взяв самую высокую ноту рожок смолк. Фарук прекратил играть. С трудом переведя дыхание поднял Ирфан голову, чувствуя, как отступает от него неистовый черный вихрь. Викинг стоял и улыбался. Было совершенно непохоже на то, что он только что неистово двигался. Склонив голову к плечу Викинг подошел к Ирфану и положил ему руку на плечо.
-Ты - хороший танцор, Ирфан, - сказал он по-турецки. - Но я лучше. - И Ирфан понял на кого он так похож. Именно таким - высоким, бледным и светловолосым видился ему его дух.
- Но… - так и не успел задать духу вопрос, терзавший его всю жизнь, Ирфан. На месте викинга таял дымок от чьей-то сигареты. Он стоял, упершись руками в колени, тяжело дыша, в центре танцевального круга. На сцене раскрывал рот, пытаясь нормально дышать, Фарук. За одним из столиков приводили в чувство потерявшую сознание фрау. Собравшаяся за невысоким ограждением толпа гудела, делясь подробностями увиденного.
Норвежец исчез. Не было ни его, ни тающего дыма от чьей-то сигареты.

Profile

majort: (Default)
majort

December 2012

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 14th, 2025 10:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios